Ведение трудовых книжек осуществляет работодатель. Первоначальная выдача также производится по месту работы при приёме сотрудника, если ранее он не оформлял документ. В связи с этим ответственность за правильность внесения информации лежит на администрации предприятия (организации), а работники кадровых служб должны обладать достаточными знаниями и навыками заполнения трудовых книжек. Основное внимание следует уделять записям о работе.
Все записи вносятся от руки разборчивым чётким почерком специально назначенным и ответственным за ведение трудовых книжек лицом. Исключение может быть сделано при указании полного и сокращённого наименования работодателя при приёме на работу — для этого можно использовать фирменный штамп. При внесении записей допустимо использовать любую ручку (шариковую, гелевую, перьевую) синего, чёрного или фиолетового цвета, краситель которых обеспечивает нормальную свето- и водостойкость записей.
Все даты указываются арабскими цифрами, в том числе порядковый номер месяца. Год обозначается четырьмя цифрами.
Зачёркивать записи допускается только на первом листе трудовой книжки. В разделах «Сведения о работе» и «Сведения о награждении» ошибочные или неправильные записи исправляются путём указания на их недействительность.
Все формулировки, касающиеся работы (приём, перевод, увольнение) делаются в полном (дословном) соответствии с формулировками в Трудовом кодексе, а в части указания должности, специальности и профессии — согласно штатному расписанию. Если занимаемая должность (выполнение работ по определённой специальности, профессии) связано с предоставлением согласно федеральному законодательству каких-либо льгот или преимуществ, наименования должны соответствовать указанным в квалификационных справочниках.
Первый лист документа содержит личную информацию о работнике. В разделе «Сведения о работе» отражаются все трудовые движения человека:
В разделе «Сведения о награждении» указывается информация о полученных сотрудником поощрениях за успехи в трудовой деятельности.
Запись о приёме на работу производится в следующем порядке:
Запись об увольнении производится в следующем порядке:
Наиболее распространённой ошибкой при оформлении трудовой книжки является отсутствие подписи работника после увольнения. В большинстве случаев кадровые работники забывают об обязанности сотрудника расписаться в книжке при увольнении или не считают своей обязанностью проследить за этим, полагая, что сам работник может расписаться в любое время. Тем не менее, в соответствии с п. 35 Правил ведения и хранения трудовых книжек работник должен заверить правильность внесённых записей после внесения записи об увольнении.
Форма заверительной надписи работника нормативно не определена. Не будет ошибкой, если владелец трудовой книжки просто распишется и расшифрует свою подпись или дополнительно укажет «ознакомлен».
От правильности записей о приёме и увольнении может зависеть пенсионный стаж и, соответственно, размер пенсии. Допущенные неточности и ошибки способны повлечь исключение из стажа целых периодов работы. По этим причинам сотрудники кадровых служб должны чётко соблюдать все установленные правила и требования при ведении трудовых книжек.